СТАТЬИ Трудовые споры

Какие документы нужно представлять при заключении трудового договора?

Добрый день, сегодня рассмотрим вопрос о том, какие документы соискателю необходимо представлять документы при трудоустройстве на работу. Начнем с того, что, анализируя нормы трудового законодательства условно документы, которые предоставляются соискателем на рабочее место, можно разделить на 2 группы: в первую группу входят документы, предъявляемые каждым при поступлении на любую работу. Вторую группу составляют документы, предъявляемые в случае, если лицо, поступающее на работу, обладает специфическими, определяемыми законом качествами либо если такими особенностями обладает работа, для выполнения которой заключается трудовой договор.

Если говорить о первой группе, то перечень указанных документов перечисляется в ст. 65 ТК РФ, согласно которой при трудоустройстве лицом предоставляются следующие документы:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; Если говорить о паспорте, то в Российской Федерации указанный документ является основным средством удостоверения личности. Вы зададите вопрос, а какой еще документ может удостоверять личности лица? Так вот, согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» документом, заменяющим паспорт гражданина, является документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории РФ для ее граждан такими документами являются: военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу); временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством РФ; документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в РФ в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из РФ и въезда в РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории России); паспорт моряка (удостоверение личности моряка); справка установленной формы, выдаваемая гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемым и обвиняемым, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

— трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые или лицо выполняет трудовую деятельность по совместительству;

— документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа; Если говорить про данный документ, то это СНИЛС, который имеется у каждого гражданина РФ. В указанном документе указываются страховой номер индивидуального лицевого счета, дата регистрации в качестве застрахованного лица и его анкетные данные. При этом, при трудоустройстве лица впервые – указанный документ (СНИЛС), как и трудовую книжку для такого лица делает работодатель.

— документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить документы воинского учета. В силу Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1541, основными документами воинского учета являются: для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета); для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Для осуществления воинского учета руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны: а) проверять при приеме на работу (учебу) у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу. При приеме указанных документов гражданам выдается расписка; б) устанавливать, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете; в) направлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет, в соответствующий орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства; г) обеспечивать полноту и качество воинского учета граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих (обучающихся) в организациях образовательных учреждениях); д) сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, — с учетными данными органа местного самоуправления; е) направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, встающих на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете; ж) своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время; з) ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября — списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году; и) оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат; к) обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военные комиссариаты для постановки на воинский учет; л) сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты о всех гражданах, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, и принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений); м) направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;

— справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов. Указанный перечень документов связан непосредственно с тем видом трудовой деятельности, который собирается выполнять работник.

В основном требование о предоставлении документов связано с работой в каких-то ведомственных структурах, в сфере образования и др. (например, справка о доходах, сведения о лице – автобиографии, медицинские справки и пр.) Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом трудовая книжка на работника не ведется).

Таким образом, перечень документов, который предоставляется работником при поступлении на работу определен ТК РФ, а перечень иных документов – иными нормативными правовыми актами Правительства РФ, министерств и ведомств. Указанные в законе документы работодатель вправе требовать от лица при трудоустройстве, а все документы, которые не предусмотрены соответствующими актами – не вправе, что будет являться нарушением трудового законодательства.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЮРИСТУ>>

Если у Вас остались вопросы по данной теме или имеются вопросы в сфере трудового законодательства, или Ваши интересы необходимо защитить в суде, обращайтесь в ООО «Юридическое бюро Носова».

Сеглин Игорь

«Юридическое бюро Носова»

0 0 0

НАШИ БАНКИ-ПАРТНЁРЫ
ПОЗВОНИТЬ