ЮРИДИЧЕСКОЕ
БЮРО
С.А.Носова
основано в 2004 г.
(812) 380-85-15
(812) 380-84-68

пн-пт с 9.00 до 18.00

Государственная регистрация юредических лиц
ЮРИДИЧЕСКОЕ
БЮРО
С.А.Носова
(812) 380-85-15, (812) 380-84-68

пн-пт с 9.00 до 18.00

Решение суда

Дело №2-2766/10                            16 августа 2010 г.

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе председательствующего судьи Овчарова В.В.
С участием прокурора Балашова В.В.
При секретаре Власовой А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в интересах Ю. к Государственному учреждению «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга обратился с иском к Государственному учреждению «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» (далее — ГУ ЖА) в интересах Ю. об обязании совершить определенные действия, а именно произвести Ю. перерасчет оплаты коммунальных услуг по квартире дома в Санкт-Петербурге за период 2008-2009 годы в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома. В обоснование своего иска указал, что ЮП. проживает в специальном жилом доме для одиноких граждан пожилого возраста СПб ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Красносельского района Санкт-Петербурга» (далее — КЦСОН), расположенном по адресу: Санкт-Петербург, на основании договоров найма специализированного жилого фонда, заключенного между Ю. (далее по тексту истица) и ответчиком.
Кроме того, указал, что в соответствии с п.4. ст.92 ЖК РФ жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения предназначаются для проживания граждан, которые в соответствии с ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 02.08.1995г. отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите с предоставлением им медицинских и социально-бытовых услуг.
В силу ст.99 ЖК РФ, ст.17 Закона Санкт-Петербурга «О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге» №357-37 от 24.07.2000г. специализированное жилье предоставляется по решению собственника такого жилья, либо действующего от его имени государственного (муниципального) органа или уполномоченного им лица, по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст.14 Закона Санкт-Петербурга «О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге» средства на содержание и ремонт мест общего пользования специальных жилых домов, включая встроенные помещения, а также средства на проведение капитального ремонта предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга отдельной строкой в ведомственной структуре расходов соответствующего отраслевого органа Администрации Санкт-Петербурга.
Однако, в нарушение указанных требований закона ответчиком за период 2008-2009 годы с истицы ежемесячно взималась плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также средства на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.
В связи с этим в прокуратуру района обратилась истица с заявлениями о нарушении его жилищных прав. Прокурор в порядке 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов заявителя.
Представитель ГУ ЖА требования истица не признала, представила отзыв на исковое заявление. В отзыве указала, что здание по адресу: Санкт-Петербург — многоквартирный жилой дом. Часть помещений, расположенных в этом доме, относятся к жилищному фонду социального обслуживания и находится в ведении КЦСОН. В соответствие с распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 01.03.2005г. №21-р, в связи с выбором способа управления — управление управляющей организацией, многоквартирный дом котором расположены помещения, относящиеся к жилищному фонду социального обслуживания) передан в управление ООО «Ж». С 01.09.2007г. в силу ч.9 ст.161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией и соответственно ООО «Ж» является управляющей организацией в отношении всего многоквартирного дома в целом.
Между ГУ ЖА и ООО «Ж» заключен договор №589 от 03.12.2007г. на управление многоквартирным домом, в который включены все помещения государственного жилищного фонда с Санкт-Петербурга, расположенные в этом доме, в том числе и жилые помещения социального обслуживания, к которым относится и указанная квартира. В соответствии с договором ООО «Ж» обязано осуществлять содержание общего имущества дома и его текущий ремонт на возмездной основе — за счет средств нанимателей (кроме незаселенных жилых помещений, содержащихся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга). На основании ч.4 ст.155 ЖК РФ с момента передачи дома в управление управляющей организации ООО «Ж» «наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно — правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее — управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации».
Таким образом, спорные денежные средства (которые оплачивались нанимателями) в течение всего искового периода перечислялись через ГУП ВЦКПЖХ в ООО «Ж», как исполнителю услуг.
Кроме того, указала, что жилые помещения в указанном социальном доме действительно предоставлены гражданам, отнесенным к числу лиц, нуждающихся в специальной социальной помощи в соответствие ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» №122-ФЗ от 02.08.1995г., на условиях найма специализированного жилого фонда, однако, не усматривает нарушений законодательства в части начисления указанным нанимателям платы за содержание и ремонт мест общего пользования в многоквартирном доме.
Дополнительно представитель ГУ ЖА указала, что обязанность нанимателей жилых помещений всех видов жилищного фонда том числе и специализированного) вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома установлена ст.153 ЖК РФ и не содержит каких-либо исключений. А структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги по договору социального найма определяет ч.1. ст.154 ЖК РФ.
В соответствии с ч.3. ст.156 ЖК РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма устанавливаются органами местного самоуправления субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге — органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Согласно постановления Правительства Санкт-Петербурга «О комитете по тарифам Санкт-Петербурга» №1346 от 13.09.2005г. данным органом определен комитет по тарифам Санкт-Петербурга.
Распоряжением комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.07.2008г. №31-р установлен размер платы за содержание и ремонт мест общего пользования в многоквартирном доме, в том числе для нанимателей жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда, как прямо указано в распоряжении.
По мнению представителя ответчика, Закон Санкт-Петербурга «О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге» №357-37 от 24.07.2000г. утратил свою силу в соответствие с Законом Санкт-Петербурга №211-61 от 04.05.2010г., и данный закон противоречил ЖК РФ, а значит, не подлежал применению.
В связи с чем, представитель ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание материальный истец не явился, о дне слушания дела надлежащим образом извещен, о причинах неявки суду не сообщил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель прокуратуры в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ГУ ЖА в суд явилась, иск не признала, новых возражений по иску не представила.
Представитель КЦСОН в суд не явился, о дне слушания дела надлежащим образом извещен, о причинах неявки суду не сообщил.
По ходатайству представителя прокуратуры судом сделаны запросы в Комитет социальной политики Санкт-Петербурга и Жилищный комитет Санкт-Петербурга в которых суд просил предоставить информацию об основании взимания с граждан, проживающих в специальных жилых домах, платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, а также за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Комитет по социальной политики Санкт-Петербурга прислал ответ, в котором указал, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О специализированном жилом фонде Санкт-Петербурга» №100-15 от 04.04.2006г. специальные жилые дома для одиноких граждан пожилого возраста являются домами системы социального обслуживания населения в составе специализированного жилого фонда Санкт-Петербурга.
В соответствии с требованиями ЖК РФ и Законом Санкт-Петербурга №100-15 от 04.04.2006г. с гражданами, проживающими в специальных домах, заключаются договора найма жилого помещения.
Кроме того, указал, что согласно ст.154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, занимаемого по договору найма жилого помещения, включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме при этом проводится за счет собственника жилищного фонда, которым в данном случае является Санкт-Петербург.
Жилищный комитет Санкт-Петербурга прислал ответ, в котором указал, что плата за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, в соответствие с п.2. ч.1 ст.154 ЖК РФ, выключена в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Комитет финансов Санкт-Петербурга прислал ответ, в котором указал, что в бюджете Санкт-Петербурга денежных средств на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом мест общего пользования для граждан, проживающих в специализированном жилом фонде не предусмотрено.
Выслушав прокурора и ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.153 ЖК РФ «граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги».
Согласно ч.1 ст.154 ЖК РФ «плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:
1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;
3) плату за коммунальные услуги».
Действие статьи 14 Закона Санкт-Петербурга «О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге» №357-37 от 24.07.2000г. приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 года Законом Санкт-Петербурга от 09.12.2003 №676-101, а также с 1 января по 31 декабря 2003 года Законом Санкт-Петербурга от 18.11.2002 №535-56.
Согласно ч.8. ст.5 ЖК РФ «в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса».
В соответствие с разъяснениями Верховного Суда РФ п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14.
«Разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса».
Исходя из изложенного, суд соглашается с доводами представителя ГУ ЖА, что с введением в действие ЖК РФ положения ст.154 относятся ко всем категориям граждан, в том числе и для граждан проживающих в жилищном фонде социального обслуживания по договорам найма, а положения Закона Санкт-Петербурга «О специальных жилых домах в Санкт-Петербурге» №357-37 от 24.07.2000г. не применимы.
Кроме того, законодатель предусмотрел в ст.160 ЖК РФ возможную компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг «отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов».
В силу положений ст.8 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» прежний порядок предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренный законами иными нормативными правовыми актами до введение в действие ЖК РФ, сохраняется только до внесения изменений в законы иные нормативные правовые акты в части замены указанного порядка на порядок предоставления в соответствие со ст.160 ЖК РФ.
В Санкт-Петербурге со вступлением в силу ЖК РФ принят Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2006 №387-58 «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге», предусматривающий компенсацию на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В указанном законе ничего не сказано об одиноко проживающих гражданах, но прописано в порядке предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 №1278 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга от 05.07.2006 №387-58 «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге». Данное постановление предусматривает компенсацию на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, но в данных законе и постановлении не предусмотрены компенсации расходов за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п.2 Положения о порядке перечисления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге в 2006 году утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.10.2006 №1278:
«Компенсации гражданам, проживающим в жилых помещениях государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, предоставляются путем перечисления средств компенсаций организациям коммунального комплекса, предоставляющим коммунальные услуги, и организациям, оказывающим услуги по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и уменьшения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги на размер предоставленных компенсаций».
Данная компенсация предоставлена, в том числе и одиноким гражданам, проживающим в жилищном фонде социального обслуживания по договорам найма жилых помещений, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
В связи с установленными обстоятельствами прокурору предложено уточнить исковые требования, однако уточнения искового заявления не последовало.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора об обязании ответчика произвести перерасчет оплаты жилья и коммунальных услуг за 2008, 2009 годы.
Кроме этого суд считает заслуживающим внимания доводы ответчика о том, что законами «О бюджете Санкт-Петербурга» на 2008 и 2009 годы не предусмотрены денежные средства на содержание и текущий ремонт мест общего пользования специальных жилых домов и обязание ответчика произвести перерасчет оплаты жилья и коммунальных услуг за 2008, 2009 годы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга повлечет невозможность исполнения решения суда.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований об обязании Государственному учреждению «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» произвести перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги отказать.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Ю. к Государственному учреждению «Жилищное агентство Красносельского района Санкт-Петербурга» об обязании совершить определенные действия, а именно произвести пересчет оплаты коммунальных услуг за 2008 и 2009 годы Юдиной А.П. по квартире в доме в Санкт-Петербурге в части оплаты за содержание общего имущества многоквартирного дома и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней через канцелярию Красносельского районного суда Санкт-Петербурга.

Председательствующий судья:                    В.В.Овчаров

12.07.2011

НАШИ ПАРТНЕРЫ