ЮРИДИЧЕСКОЕ
БЮРО
С.А.Носова
основано в 2004 г.
(812) 380-85-15
(812) 380-84-68

пн-пт с 9.00 до 18.00

Государственная регистрация юредических лиц
ЮРИДИЧЕСКОЕ
БЮРО
С.А.Носова
(812) 380-85-15, (812) 380-84-68

пн-пт с 9.00 до 18.00

Решение

 

 

 

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

 

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

 

г.Санкт-Петербург

 

31 мая 2017 года Дело № А56-27430/2017

 

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 31 мая 2017 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Бойковой Е. Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кучерявенко О. А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (место нахождения: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, ул. Гагарина, д. 27А, ОГРН 1044700908669, ИНН 4704020508),

ответчики: 1. общество с ограниченной ответственностью «В» (место нахождения: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, ш. Ленинградское, д. 60, ОГРН 1114704006394, ИНН 4704086717),

  1. Б. о ликвидации юридического лица,

при участии

от истца: И. (доверенность от 19.01.2017), Масловой И. Е. (доверенность от 03.05.2017),

от ответчиков: 1. не явился, извещен,

  1. не явился, извещен,

 

установил:

 

Инспекция Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее — Инспекция, регистрирующий орган) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о ликвидации юридического лица — общества с ограниченной ответственностью «В» (далее — Общество) и возложении обязанностей по ликвидации на участника Общества Б.

В судебном заседании представитель регистрирующего органа поддержал требование о ликвидации юридического лица.

Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. 

Суд в порядке статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и, в отсутствие возражений сторон, перешел к рассмотрению дела по существу.

Заслушав пояснения представителя Инспекции и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области 21.04.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) внесены сведения об Обществе с адресом его места нахождения: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, ш. Ленинградское, д. 60.

С целью выявления представления в регистрирующий орган достоверных (ложных) сведений об адресе места нахождения постоянно действующего исполнительного органа Общества, налоговый орган произвел осмотр помещений по адресу: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, ш. Ленинградское, д. 60, и установил отсутствие Общества по указанному в учредительных документах адресу (протокол осмотра от 11.08.2016 № 322).

В связи с этим Инспекция Федеральной налоговой службы России по Выборгскому району Ленинградской области направила в адрес Общества, участника (генерального директора) Брауна П. В. уведомления от 23.08.2016 № 17-09/30688 и № 17-09/30695 о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения о месте нахождения Общества и указала последствия уклонения от раскрытия необходимых сведений. Указанные уведомления были возвращены с отметкой «истек срок хранения» . д. 2 — 5).

Указанные обстоятельства послужили для Инспекции основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает требование Инспекции подлежащим удовлетворению ввиду следующего.

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) установлено право регистрирующего органа на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее — Постановление ВАС РФ № 61) при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица.

Имея в виду особенность нарушения законодательства, на основании которого предъявляется такой иск о ликвидации, суд принимает меры по извещению лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, а также учредителей (участников) юридического лица о возбуждении производства по делу путем направления определения о принятии искового заявления к производству по их месту жительства (месту нахождения).

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 АПК РФ), предложив юридическому лицу представить в регистрирующий орган упомянутые сведения не позднее установленного в определении суда срока.

В случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации этого юридического лица, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, допущенном при осуществлении своей деятельности.

Таким образом, согласно приведенным разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указание в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица следует расценивать как грубое нарушение Закона № 129-ФЗ только в случае невыполнения юридическим лицом указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству.

Все рекомендуемые меры приняты регистрирующим органом до обращения в суд, после возбуждения дела — судом, но не привели к требуемому для возможного отказа в удовлетворении заявления результату.

Согласно пункту 7 Постановления ВАС РФ № 61 при рассмотрении вопроса о принятии заявления регистрирующего органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке по названному в пункте 6 настоящего постановления основанию арбитражному суду необходимо проверить, не является ли юридическое лицо недействующим (не представляет в течение двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету) и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (статья 21.1 Закона № 129-ФЗ). Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном указанным Законом.

В обоснование отсутствия оснований для ликвидации юридического лица в административном порядке, Инспекция представила сведения о поступлении отчетности Общества.

Таким образом, у Общества отсутствуют признаки недействующего юридического лица, в связи с чем оно не может быть ликвидировано по правилам пункта 1 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Вместе с тем совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждается правомерность требования налогового органа о ликвидации юридического лица в судебном порядке вследствие нарушения вышеприведенных норм действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем заявление Инспекции обоснованно и подлежит удовлетворению.

Согласно пункту 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» на основании пункта 3 статьи 61 ГК РФ арбитражный суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей (участников) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

В связи с этим обязанность по ликвидации юридического лица возлагается на привлеченного к участию в деле в качестве ответчика участника Общества.

Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

 

решил:

 

ликвидировать общество с ограниченной ответственностью »В».

Обязанность по ликвидации общества с ограниченной ответственностью «В» возложить на участника общества Б.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «В» в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.

Взыскать с Б. в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

 

Е.Е. Бойкова

 

 

 

28.05.2019

НАШИ ПАРТНЕРЫ