Решение суда.

Дело №  2-1339                            21 декабря 2010 года

 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 

Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

судьи Симоновой И. Е.

с участием прокурора Егорченковой И. В.

при секретаре Новоселовой О. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца и представителя ответчика С.И., ответчика Я., представителя третьего лица Ж. гражданское дело по иску С. к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, ГУ «Жилищное агентство Выборгского района» и Я. о признании незаконными решений, об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма, о признании недействительным договора социального найма и договора передачи квартиры в собственность граждан и выселении,

 

установил:

 

Спорное жилое помещение — квартира <адрес> в г.Санкт-Петербурге.

Указывая, что жилой дом <адрес> в СПб построен на основании договора об инвестиционной деятельности от 30.06.1998г., заключенным между КУГИ Санкт-Петербурга и ООО «Л», действующей на сновании договора от имени Квартирно-эксплуатационного отдела Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ (далее КЭО), квартира указанного дома передана по акту приема-передачи КЭО, однако право собственности на нее не было оформлено надлежащим образом, поскольку в момент его оформления происходило расформирование КЭО, его правопреемник КЭУ ГлавКЭУ МО РФ в настоящее время также расформирован, в дальнейшем эту квартиру передали из КЭО для заселения в военную прокуратуру Санкт-Петербургского гарнизона, решением жилищной комиссии от 10.10.2001г. спорную квартиру распределили помощнику военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона Г., на основании указанного решения Г. выдан ордер на спорное жилое помещение, 10.04.2006г. Г. умер, в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» спорная квартира решением жилищной комиссии военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона от 07.12.2006г. распределена стоящему на очереди на получение жилья сотруднику военной прокуратуры С., все соответствующие документы были переданы для заключения договора социального найма в Администрацию Выборгского района СПб, однако в заключении договора социального найма администрация отказала со ссылкой на то, что спорная квартира является собственностью Санкт-Петербурга, С. обратился в суд с иском к Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о признании решения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об отказе заключить с ним договор социального найма в отношении спорной квартиры незаконным и обязании заключить такой договор, ссылаясь на то, что в соответствии с ФЗ РФ «Об основах федеральной жилищной политики» спорное жилое помещение относилось в спорный период к ведомственному жилищному фонду, в соответствии с ЖК РФ жилые помещения предоставляются в том числе иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях, он в соответствии с действующим законодательством был признан нуждающимся в жилом помещении, в силу ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими, указанные помещения предоставляются другими военнослужащим.

Позднее истец дополнил заявленные требования и, указав, что в ходе подготовки дела к судебному заседанию выяснилось, что спорная квартира Распоряжением Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 08.05.2008г. была предоставлена Я., между ГУ «Жилищное агентство Выборгского района» СПб и Я. был заключен договор социального найма спорной квартиры от 05.05.2009г., 01.10.2009г. между Администрацией Выборгского района СПб и Я. был заключен договор передачи квартиры в собственность граждан, на основании указанного договора было зарегистрировано право собственности последнего на спорную квартиру, просил признать незаконным решение Администрации Выборгского района СПб об отказе в предоставлении ему спорной квартиры, обязать администрацию заключить с ним договор социального найма, признать незаконным и отменить решение администрации о предоставлении спорной квартиры Я., признать недействительным договор социального найма, заключенный между ГУ ЖА Выборгского района СПб и Я., признать недействительным договор передачи спорной квартиры в собственность Я., отменить государственную регистрацию права на квартиру за последним, выселить Я. из указанной квартиры.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации Выборгского района в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указывая, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственником спорного жилого помещения является Санкт-Петербург, указанная квартира освободилась в связи со смертью Г., который занимал ее на основании ордера, выданного Жилищным комитетом СПб, при этом законом «О статусе военнослужащих» действительно предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим, однако обеспечение жилым помещением военнослужащих, уволенных в запас при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, истцом же не представлено доказательств в подтверждение, что спорная квартира является федеральной собственностью и передавалась в ведение Министерства обороны РФ, ФЗ «О статусе военнослужащих» противоречит нормам ЖК РФ и нарушает права собственника по распоряжению принадлежащим ему жилищным фондом. Кроме того, представитель ответчика указала, что срок для оспаривания решения об отказе истцу в предоставлении спорного помещения истек, поскольку отказ был направлен С. 27.03.2008г., несвоевременность обращения последнего в суд повлекла заселение спорной квартиры другим лицом и изменение ее статуса.

Представитель ответчика ГУ «Жилищное агентство Выборгского района» в судебное заседание не явился, о времени слушания дела судом надлежаще извещен.

Ответчик Я. в судебное заседание явился, вопрос об удовлетворении либо отказе в удовлетворении исковых требований оставил на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Военной Прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Из представленных суду документов усматривается, что строительство жилого дома со встроено-пристроенными помещениями по адресу: <адрес>, разрешено Квартирно-эксплуатационному управлению Ленинградского военного округа решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 10.11.1985г. .д.9-10)., решением городской инвестиционно-тендерной комиссии Санкт-Петербурга от 22.05.1998г. .д.12,24), утвержденного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 22.05.1998г. .д.11), Квартирно-эксплуатационному отделу Главного квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны РФ — правопреемнику Квартирно-эксплуатационного управления Ленинградского военного округа (далее КЭО) разрешено завершение строительства жилого дома по указанному адресу, при этом согласно договора от 16.01.1998г., заключенного между КЭО и ООО «Л», от имени участников совместной деятельности по завершении строительства дома выступает ООО «Л». Также судом установлено, что во исполнение Распоряжения Губернатора СПб от 22.05.1998г. между КУГИ Санкт-Петербурга и ООО «Л» 30.06.1998г заключен договор об инвестиционной деятельности, предметом которого являлось завершение строительства жилого дома со встроено-пристроенными помещениями на земельном участке, предоставленном КУГИ СПб, по адресу: <адрес> .д.13-21, 25-34), при этом п.7.5 договора предусматривает, что ООО «Л» выступает от имени участников совместной деятельности КЭО, которое, согласно приложения к договору, является одним из застройщиков. Квартиры в <адрес> в СПб были приняты КЭО по акту приема-передачи .д.46).

Также из представленных из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по запросу суда документов усматривается, что собственником жилого <адрес> в СПб — построенного в рамках договора об инвестиционной деятельности принятого в эксплуатацию актом государственной приемочной комиссией — является Санкт-Петербург, что подтверждается представленным в материалах дела свидетельством о регистрации права собственности .д.8, 209-226).

Из представленных суду документов следует, что спорное жилое помещение — <адрес> в СПб — решением жилищной комиссии военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона от 10.10.2001г. выделено работнику военной прокуратуры Г. с учетом его права на дополнительную жилую площадь в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» .д.40-41), на основании указанного решения 11.04.2003г. Жилищным Комитетом Администрации Санкт-Петербурга Г. выдан ордер на указанную квартиру .д.42). В связи со смертью Г. 10.04.2006г. .д.43) спорное жилое помещение освободилось.

Решением жилищной комиссии военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона от 07.12.2006г. .д.108-110) с изменениями, внесенными решением жилищной комиссии военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона от 15.06.2010г. .д.123-127) и справкой .д.186), спорная квартира была распределена С., состоявшего на очереди на получение жилья с 01.11.2000г. и оставленному на очереди согласно гарантийному письму от 12.12.2000г. после исключения из списков личного состава военной прокуратуры в связи с увольнением по достижении предельного возраста пребывания на военной службе .д.63, 235).

Также судом установлено, что Военная прокуратура Санкт-Петербургского гарнизона 04.02.2008г. обратилась в администрацию Выборгского района СПб с заявлением о рассмотрении представленных документов о распределении <адрес> в СПб С. и заключении с ним договора социального найма в отношении спорного жилого помещения .д.151-152), Распоряжением администрации от 27.03.2008г. N704 на основании решения жилищной комиссии в предоставлении указанной квартиры С. отказано со ссылкой на то, что в силу положений ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, уволенные в запас, обеспечиваются жилыми помещениями федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, при этом в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими, указанные помещения могут быть предоставлены военнослужащим, если освобождаемые жилые помещения принадлежат Министерству обороны или построены за счет средств федерального бюджета и принадлежат РФ, в соответствии со свидетельством о регистрации права спорная квартира является собственностью Санкт-Петербурга, в силу положений ЖК РФ предоставление жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ и определение категорий граждан, которым они могут быть предоставлены, относится к компетенции органов власти РФ .д. 104-150, 182-185).

По мнению суда, указанные доводы, послужившие основанием для отказа администрации Выборгского района в предоставлении спорного жилого помещения истцу, противоречат действующему законодательству и сложившейся судебной практике по данному вопросу.

В соответствии с п.5 ст.15 ФЗ от 27.05.1998г. №  76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Таким образом, за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся в связи с их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду. Федеральный закон от 22.08.2004г. №  122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ „О внесении изменений и дополнений в ФЗ „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ и „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ не изменил положения ФЗ «О статусе военнослужащих“, закрепляющего право на повторное заселение.

При таких обстоятельствах несмотря на то, что право собственности на спорное жилое помещение, построенное за счет средств федерального бюджета (Министерства Обороны РФ), было оформлено в пользу субъекта РФ — Санкт-Петербурга, и не закреплено в установленном законом порядке за Военной Прокуратурой Санкт-Петербургского Гарнизона, где проходил службу истец С., уволенный в запас и оставленный на очереди на получение жилья и обеспечение жилой площадью в соответствии с действующим законодательством, вопросы обеспечения военнослужащих и членов их семей, как граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, имеют общегосударственное значение и должны решаться совместно государственными органами и органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, при этом повторное заселение предусмотрено ФЗ „О статусе военнослужащих“, который не связывает такое право с порядком предыдущего заселения помещения военнослужащим. Принимая во внимание, что факт освобождения спорного жилого помещения именно военнослужащим Г. судом установлен, решение вопроса о том, каким именно из предусмотренных законом способов должны быть улучшены жилищные условия военнослужащего, состоящего на учете в Военной прокуратуре Санкт-Петербургского гарнизона, относится к компетенции Военной прокуратуры, суд находит законным распределение на повторное заселение спорной квартиры жилищной комиссией Военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона от 15.06.2010г. С. как военнослужащему, имеющему общую продолжительность военной службы более 20 лет, находящемуся в списке очередников на получение жилых помещений по последнему месту службы как не обеспеченный к моменту увольнения жилым помещением в силу положений ст.13 ФЗ „О статусе военнослужащих“.

Таким образом, Распоряжение Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об отказе в предоставлении спорного жилого помещения по договору социального найма С. является незаконным. При этом доводы ответчика о применении к требованиям истца установленного ст.256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд находит несостоятельными, поскольку данный спор решается в порядке искового производства, а не в порядке, установленном для дел, вытекающих из публичных правоотношений, кроме того, из материалов дела усматривается, что вопрос о предоставлении спорного жилого помещения истцу рассматривался Администрацией Выборгского района по ходатайству Военной прокуратуры Санкт-Петербургского гарнизона, в адрес которой и был направлен отказ .д.148), каких-либо доказательств уведомления истца в указанный период о состоявшемся решении Администрацией не представлено.

В ходе судебного разбирательства судом также установлено, что на основании Распоряжения Администрации Выборгского района СПб от 08.05.2008г. .д.99, 136, 137) во исполнение решения Выборгского районного суда Санкт-Петербурга .д.138-140) спорная квартира <адрес> предоставлена на основании договора социального найма Я., 05.05.2009г. между Я. и ГУ „Жилищное агентство Выборгского района СПб“ заключен договор социального найма в отношении указанной квартиры .д.101-102), 01.10.2009г. между Администрацией Выборгского района СПб и Я. заключен договор передачи квартиры <адрес> в собственность последнего .д.78-79), на основании которого зарегистрировано право собственности Я. на спорное жилое помещение .д. 100).

Поскольку предоставление спорной квартиры Я. нарушило права С. на повторное заселение данной квартиры, требования истца о признании незаконным Распоряжения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 08.05.2008г. о предоставлении спорной квартиры Я. также являются обоснованными. Соответственно по тем же основаниям признанию недействительными подлежат договор социального найма, заключенный между ГУ „Жилищное агентство Выборгского района Санкт-Петербурга“ и Я. в отношении квартиры <адрес> в СПб, и договор передачи в собственность Я. указанной квартиры с отменой государственная регистрация права собственности на спорную квартиру за Я. В силу отсутствия прав на спорную квартиру Я. подлежит выселению из спорного жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 

решил:

 

Признать незаконными распоряжения Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 27.03.2008г. об отказе С. в предоставлении по договору социального найма <адрес> в г.Санкт-Петербурге и от 08.05.2008г. о предоставлении <адрес> в г.Санкт-Петербурге Я..

Обязать Администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга и ГУ „Жилищное агентство Выборгского района“ предоставить С. <адрес> в г.Санкт-Петербурге с заключением договор социального найма.

Признать недействительным договор социального найма от 05.05.2009г., заключенный между ГУ „Жилищное агентство Выборгского района“ и Я. в отношении <адрес> в г.Санкт-Петербурге.

Признать недействительным договор от 01.10.2009г. передачи квартиры в собственность, заключенный между Администрацией Выборгского района Санкт-Петербурга и Я., в отношении квартиры, общей площадью ХХХХ м², жилой площадью ХХХХ м², расположенной на ХХХХ этаже ХХХХ дома <адрес> в г.Санкт-Петербурге.

Отменить государственную регистрацию права собственности на квартиру, общей площадью ХХХХ м², жилой площадью ХХХХ м², расположенную на ХХХХ этаже ХХХХ дома <адрес> в г.Санкт-Петербурге, за Я.

Выселить Я. из квартиры <адрес> в г.Санкт-Петербурге.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

 

Судья:                                 Симонова И. Е.

 

регистрация, закон25.05.2012, 2131 просмотр.

Яндекс.Метрика
Индекс цитирования
Дизайн сайта
top.dp.ru